Как принимать критику, сохранить нервы себе и другим


Хочу поделиться с Вами одним замечательным способом, который изменил моё цветовое зрение, и краски моей жизни.

За 5 лет обучения я узнала много способов справляться со стрессом, участвовать в спорах аргументированно, рефлексировать и дистанцироваться, и еще много-много интересного и полезного. Но вот, настала пора перед защитой дипломной работы, уже на горизонте финишная прямая, а студенты выглядят как побитые, бездомные существа с потухшими глазами, синяками под ними, осунувшиеся и словно потерявшие смысл жизни)) Да-да, психологи тоже люди, представляете?!). Бессонные ночи и переживания за то, как пройдёт защита и ГОСы давали о себе знать, тем более, что уровень был высокий, а комиссия "Аж из Москвы"!))

И тут, приезжает к нам Ширков Юрий Эдуардович - преподаватель из МГУ Москвы. Думаю, можно представить себе, какой была мотивация и реализация в учебной деятельности на лекции, учитывая подготовку к защите. Он всё увидел на наших сонных, не выспавшихся лицах, и провел с нами самый короткий, но безумно действенный тренинг в моей жизни. Конечно же, мы его не понимали, зачем нам это нужно, "что за бред" даже думали некоторые. Но, как и после любого лекарства, лечения и того же самого тренинга, эффект проявляется несколько позже, нужно время "дозреть", "переварить" в себе. Так что же он сделал?!

Он попросил каждого персонально подойти к его столу, и положить перед ним все, что готово по дипломной работе. Вроде бы всё очень просто. Но, не тут-то было! Все сидели как вкопанные за своими партами, и даже можно было заметить что уровень вжавшихся голов в шею заметно понизился. В итоге, ему осталось только в принудительном порядке вызывать студентов по порядку по партам. Студенты шли к столу как овцы на заклание, при чём не важно, сколько у кого было готовых листочков на руках - у кого 2, у кого 80. Думаю вы понимаете, что студент, который работает размеренно весь год - это не студент, а скорее нонсенс. В лучшем случае, студент "очухается" в последние пол года, в более реальном варианте - за 2 месяца до сдачи. Хотя, проекты были очень серьёзные, и включали большие исследования (более 100 человек) чаще с авторскими методиками. Каждый студент как мог, начинал оправдываться возле стола преподавателя, что он не взял все наработки, что у него исследование в процессе, что научный руководитель долго не выходил на связь... В общем, отмазки были "кто, на что горазд". Преподаватель терпеливо дождался, когда "похоронная процессия" студентов дошла до конца, и стал нам объяснять, что в принципе, произошло. Как выяснилось, проблема каждого из нас была в том, что мы воспринимали свою работу как отражение своего лица, личности, своих качеств. Хотя, выполненная работа была всего лишь набором тех или иных мотиваций и обстоятельств. Понимаю, наверное, сейчас не совсем понятно. Но понять это можно только проделав несколько раз в своей жизни, нужно "дозреть" до этой мысли. И волшебные слова звучат проще, чем абра-кадабра: "Я не есть моя работа, я не есть мое тело, я не есть мои мысли..." продолжать можно еще долго. В классической психологии это называется "разотождествление".

Процедуру разотождествления он провел с нами еще несколько раз, а именно каждый день перед защитой, мы проходили этот путь. И что самое интересное, в какой-то момент мы перестали испытывать стресс при мысли, что нашу работу буду оценивать, и даже с веселой улыбкой стали носить свои несчастные писульки. Конечно же, к защите эти самые писульки превратились в хорошие, стройные, логичные и глубокие дипломные работы. Но на защиту мы уже не шли с трясущимися руками и пузырьком валерьянки в кармане. Мы уяснили одну простую истину, что когда оценивают вашу работу, ваш наряд, ваши достижения, люди не оценивают вас, и давая плохую оценку оным, они не говорят вам, что вы плохой человек, что вы неграмотный, неспособный и т.д. Они оценивают лишь продукт, а тот мог быть любым, в зависимости от вашего желания, терпения и сложившихся обстоятельств.

Поэтому, когда сейчас я слышу критику в адрес моей работы, моего поведения, моих рассуждений, я не воспринимаю это как критику Меня, моей личности, моих качеств. Я лишь отсеиваю, что действительно стоит изменить, и несмотря на любовь и глубокое стремление к самореализации, я отношусь к своей работе не как части меня, а как к работе, даже если я вкладываю в неё душу и стремлюсь к самым самым высотам. Парадокс, скажете вы? Нет, разумное сочетание в стремлении слиться с объектом, деятельностью, но при этом, сохранить себя, дольку независимости и аутентичности, индивидуальности. Именно таким путем мы можем принять критику адекватно, не затаивая глубоких обид, не переходя на крик и взаимные оскорбления, но при этом, ведя диалог и улучшая качество. А все эти методы "представь критикующего глупым, маленьким, смешным", думай о чём-то хорошем и т.п., конечно же по-своему работают, только впоследствии ничего не меняется, вы и дальше продолжаете жить в своём "болоте", где тепло и сыро, а не летаете окрыленным вдохновением, новыми идеями и целями.

Будьте открыты миру и к себе! Всего Вам доброго, побольше любви к окружающим, и принятия себя!


Теги: комфорт